Директор издательства АЛ. Самсонов

Директор издательства АЛ. Самсонов

Предисловие

Янадеюсь, что уже в ближайшее время возникнет представление о не­обходимости пропедевтического курса «Современное миропонимание». Кризис во взаимоотношениях Природы и общества стремительно на­растает, и образование должно далеко выходить за рамки узкого про­фессионализма. Современный человек должен видеть мир в его целост­ности. Только представление об обшей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет нам избежать катастрофических послед­ствий кризиса, который неумолимо надвигается. А может, и избежать самого кризиса!

И такой курс должен предшествовать изложению обществоведчес­ких дисциплин и философии, для которых он должен служить необхо­димым введением. Он особенно нужен для гуманитариев, хотя и на ес­тественных и технических Директор издательства АЛ. Самсонов факультетах общих знаний опроцессах раз­вития современного мира и процессах познания явно недостаточно для решения многочисленных вопросов современной экологии, политики, нравственности.

Как преподавать подобный курс в условиях той многозначности по­нимания существа основных процессов, протекающих в Природе и об­ществе, которая сегодня существует в интеллектуальной части обще­ства? Как дать людям то видение мира, те универсалии миропонима­ния, которые необходимы в XXI веке, и каким оно должно быть — это видение мира? Как уберечь людей от иллюзий и фантомов? Все это и составляет основу современного образования. Вот почему необходим некоторый курс, предваряющий достижение основных образователь­ных целей и конкретного профессионализма Директор издательства АЛ. Самсонов, открывающий студентам перспективу в самых разных сферах деятельности. И такой принципи­ально междисциплинарный курс еще придется создать содружеству профессионалов, работающих в разных областях знания.

Вряд ли преподавание подобного пропедевтического курса может носить стандартный характер. Так, например, я не понимаю, что в этих условиях может дать учебник, и вообще мне кажется, что понятие «учебник» мало подходит при изучении подобной синтетической дис­циплины, открывающей студентам то, что принято иногда называть «Картиной мира». Могут быть учебные пособия, которые помогают студентам подготовиться к экзаменам по конкретным дисциплинам, но учебник — это изобретение ученых педагогов — отнюдь не уни нереально. Оно иногда действительно необходимо Директор издательства АЛ. Самсонов, например, при изучении иностранного языка, может быть, арифметики, но учебник, например, по философии (а не по истории философии) мне кажется лингвистическим и научным нонсенсом. По таким предметам нужны книги для чтения, в которых читатель знакомится с научными посыл­ками автора, его собственными взглядами на мир. В нем не излагают­ся «абсолютные истины» вроде таблицы умножения. Для предметов мировоззренческо-методологического плана нужны книги, которые помогут изучающему спорить с другими авторами и, самое главное, вырабатывать свою собственную точку зрения. Важно пробудить мысль читателя и помочь обрести широту кругозора. И если его за­тронет изложение, то цель такого курса будет достигнута: он уже со Директор издательства АЛ. Самсонов­всем по-иному станет воспринимать философию, историю, да и ин­женерные науки.



Именно подобной «книгой для чтения», посвященной проблемам мировоззрения, и является данная работа. В ней я обращаюсь не толь­ко к студентам, но и ко всем тем, кто интересуется формированием со­временного миропонимания.

Я представляю себе, сколь ограничены наши знания, и всякий раз, когда это необходимо, подчеркиваю границы известного. Больше все­го мне хотелось бы добиться того, чтобы после чтения этой книги, чи­татель почувствовал, что все в Природе — и неживое вещество (косная материя, по терминологии В.И. Вернадского), и мир живого, и обще­ство Директор издательства АЛ. Самсонов — подчиняются некой общей логике, которую я однажды назвал универсальным эволюционизмом!

Ибо все они являются элементами некой единой системы.

Около четверти века тому назад, занимаясь изучением биосферы как некоторой цельности и ее взаимоотношением с обществом, я при­шел к убеждению, что перспективы развития человечества связаны не столько с техническим совершенствованием его цивилизации, сколько с кардинальным изменением самой цивилизационной парадигмы, с пе­рестройкой духовного мира человека, изменением его шкалы ценностей. Человеку необходимо сменить представление о себе как о «побе­дителе» Природы на стремление быть сожителем окружающего мира, научиться обеспечивать совместную эволюцию, совместное развитие с Природой.

Я с самого начала понимал утопичность Директор издательства АЛ. Самсонов подобной позиции в современных условиях, особенно если связывать необходимую трансфор­мацию установившихся представлений с каким-то ограниченным ин­тервалом времени. Но другой альтернативы, сохраняющей возможность дальнейшего развития цивилизации, я не видел тогда, не вижу и сей­час. И, может быть, то, что кажется утопией сегодня, сможет стать ре­альностью завтра. Вот почему, несмотря на риск оказаться в плену уто­пических воззрений, я решил тем не менее начать разрабатывать эту тему, постепенно раскрывая ее детали и стремясь построить некоторую систему рационалистического представления об окружающем человека и его возможном будущем и возможном поведении, способном обес­печить это будущее.

Я написал несколько книг, благосклонно Директор издательства АЛ. Самсонов принятых научной обще­ственностью, но маю повлиявших на общее понимание проблемы. В результате я пришел к выводу о необходимости специальной системы образования, в основе которой должна лежать некая мировоззренчес­кая универсалия, которая очень хорошо выражается на русском языке словом «миропонимание». Иногда для этого используют словосочета­ние «Картина мира», но последнее выражение мне кажется и более вы­чурным, и более узким, поскольку оно не охватывает внутреннего мира человека. И оно, это миропонимание (или «Картина мира») должно быть действительно некой универсалией, основанной на данных науки и практическом опыте человека. И миропонимание не должно зависеть оттого, где живет человек — в Европе, Африке или Директор издательства АЛ. Самсонов где-либо еще, ибо человек— единый биологический вид, и принципы его взаимоотно­шения с Природой в главном не должны допускать разночтений. Они должны обеспечить режим коэволюции с остальной биосферой, иначе они могут стать источником необратимых трагедий.

За годы раздумий, многие положения отшлифовались, изложение сделалось более компактным, и мне показалось возможным написать лаконичное введение в тот образовательный цикл, который посвяща­ется проблемам формирования мировоззрения и в котором, к сожале­нию, до сих пор обитают примитивизмы четвертой главы «Краткого курса истории ВКП(б)» или нечто подобное. Предлагаемая книга еще не учебник, я и не пытался превратить се в учебник Директор издательства АЛ. Самсонов — его, если он во­обще нужен, в чем я сомневаюсь, должен написать профессор, кото­рый регулярно читает соответствующий курс. Но предлагаемая книга должна помочь написать необходимый учебник и помочь студентам в изучении того, что я называю миропониманием, в основе которого ле­жит представление о единстве всего происходящего как об элементах единой саморазвивающейся, то есть эволюционирующей системы; о единстве логики развития элементов окружающего мира.

В науке всегда существовали две тенденции. Одна — это стремле­ние к специализации: понять «все больше о все меньшем». Она отвеча­ет сиюминутным потребностям практики. И соответствует тенденци­ям современного рынка. Другая тенденция — увидеть «большее, пре­небрегая меньшим». Она Директор издательства АЛ. Самсонов отвечает стремлениям человека увидеть целостность того мира, в котором мы живем. И, значит, заглянуть в бу­дущее, опуская некоторые детали, заменяя микроскоп телескопом. Се­годня происходит гипертрофированное развитие первой тенденции, что препятствует формированию целостного видения образа современно­го мира. В данной работе делается попытка развития второй тенден­ции, что отвечает моему замыслу обсуждать мировоззренческие уни­версалии. И помочь читателю сквозь все многообразие фактов рассмот­реть целостную картину той эпопеи, участниками которой мы являемся. Конкретные детали служат лишь иллюстративным материалом.

Книга состоит из четырех частей. В первой части обсуждаются ос­новы теории самоорганизации сложных нелинейных систем, которые позволяют Директор издательства АЛ. Самсонов с единой точки зрения рассмотреть развитие окружающего нас мира. Вероятно, на моем месте многие стали бы использовать тер­мин «синергетика». Но я не принимаю модных терминов, если суще­ствуют более понятные старые. Поэтому я и пытаюсь объяснить прин­ципы самоорганизации живых и косных систем, то есть дать введение в то направление мысли, которое однажды получило название универ­сального эволюционизма.

Во второй части я пытаюсь применить логику теории самооргани­зации к проблемам антропогенеза и показать, что развитие этого про­цесса тоже подчиняется этой же логике самоорганизации систем. Тео­рия антропогенеза естественным образом включает в себя историю, что позволяет на Директор издательства АЛ. Самсонов основе общей логики дать, как мне кажется, новое пони­мание смысла и содержания философии истории.

В третьей части я делаю попытку с тех же самых эволюционистских и системных позиций оценить тенденции современного этапа обще­ственного развития и на примере судьбы России показать то сочетание необходимого и случайного, что характерно для любого процесса об­щественного развития и столь отчетливо проявляется в нашей жизни.

Последняя, четвертая, часть содержит представления о возможных альтернативах развития мировою сообщества в наступающем веке. Рас­суждения основываются на той логике исторического процесса, осно­вы которой были изложены в предыдущих частях книги. Вряд ли такой подход позволит автору играть роль Директор издательства АЛ. Самсонов оракула, но, во всяком случае, по­может читателю разглядеть некоторые общие тенденции тех естествен­ных процессов самоорганизации, которые сегодня ведут в неведомое завтра.

Часть первая

Основы


documentagaweof.html
documentagawlyn.html
documentagawtiv.html
documentagaxatd.html
documentagaxidl.html
Документ Директор издательства АЛ. Самсонов